31 октября 2024
Спам и звонки от мошенников ударили рублем по российскому бизнесу
Из-за увеличения количества спам-звонков от мошенников россияне стали чаще игнорировать звонки с незнакомых номеров. В результате бизнес, коммуницирующий с клиентами по телефону, тратит до 30% рабочего дня на безуспешные звонки. Потери экономики РФ из-за отвлечения на спам-звонки россиянами на рабочем месте в среднем составляют 236,2 млрд руб. в год.
К таким выводам пришли аналитики Института экономики роста им. П. А. Столыпина в результате исследования, представленного 29 октября на заседании Столыпинского клуба на тему «КиберЩит: Экономика безопасности бизнеса и граждан в мире цифровых коммуникаций».
Аналитики опросили 500 респондентов — физических лиц, а также более 2,1 тыс. компаний, из которых 30,8% в качестве основного канала продаж используют телефонные звонки.
По данным исследования, каждый пятый абонент сотовых операторов более пяти раз в день сталкивается с телефонным спамом или звонками с неизвестных или неопределяемых номеров; несмотря на то что большая часть респондентов (60,1%) вообще не берут трубку с незнакомых номеров или разговаривают меньше минуты, 15,6% ежедневно затрачивают на это от трех минут и более.
74,4% респондентов негативно относятся к беспокоящим звонкам с незнакомых номеров; позитивно или нейтрально воспринимают такие звонки лишь 11,6% пользователей.
«При 20 минутах и более бизнес-звонков на одного сотрудника не менее двух-шести минут остаются без ответа. При постоянной работе колл-центра или при продвижении товаров и услуг через телемаркетинг компания может потратить на неотвеченные звонки от 48 минут (10% рабочего дня) до 144 минут (30% рабочего дня).
По данным Росстата, средняя заработная плата в России на март 2024 г. составляла 87 740 руб. в месяц. Таким образом, при средней российской зарплате 8,31 руб. в мин. непродуктивные затраты на одного сотрудника, связанные с непродуктивными звонками, могут составлять от 400 до 1200 и более руб. в день», — сообщают авторы исследования.
Поскольку 20-50% звонков от бизнеса отклоняется, сотрудникам приходится снова дозваниваться до нужного абонента, а это не только повышает нагрузку на инфраструктуру, на сеть, но и ложится на плечи работодателя в виде заработной платы. Кроме того, абоненты тратят время на пробивку незнакомых номеров в интернете, чтобы понять, кто им звонил: более трети респондентов (35,2%) ежедневно уделяют этому от одной до пяти минут. Второй аспект, который подчеркивают авторы исследования, — абоненты тратят не только личное, но и рабочее время на ответы на звонки с незнакомых номеров.
Исходя из этих данных исследователи рассчитали примерные финансовые потери для двух, пяти и 10 минут в день.
«Минута рабочего времени россиянина стоит в среднем 8,31 руб. Количество занятых в экономике по итогам 2023 г. — около 71,9 млн чел. Можно предположить, что треть от этого количества (23,7 млн) тратят от двух до 10 минут времени в день на спам-звонки и немаркированные вызовы. Таким образом, финансовые потери для экономики при самых низких оценках составляют в год 104,4 млрд руб., при среднем значении — 236,2 млрд руб., при затратах 10 минут на ответ — 472,7 млрд руб.», — заявляют авторы исследования.
По материалам ComNes