вернуться на главную
Мутное дело оказалось ясным
______________.jpg

Начиная с 90-х годов специалисты и производители волоконнооптического кабеля (ВОК) в один голос утверждали, что срок службы такого кабеля 20-25 лет. Объясняли они это потемнением волокна. По прошествии 25 лет оказалось, что потемнение ВОЛС - это миф и заменять кабель на всей протяженности магистрали компании не собираются.

О том, что волокно потемнеть не может, а постепенно снижает прочность из-за роста трещин на его поверхности рассказал 28 мая на проведенной ComNews онлайн-конференции TransNet Digital Виталий Шуб, руководитель лидирующего исследовательского центра (ЛИЦ) 5G, Сколковский институт науки и технологий.

Он напомнил, что с мифом о потемнении волокна российская реальность столкнулась еще в середине 90-х годов, потом выяснилось, что потемнения нет, есть нарушение технологии прокладки, например безобразное качество стыков в городской сети. "Но идея о потемнении была запущена. По физике процесса это странно. Это один из самых чистых материалов, который производится на земле. Потемнеть там физически нечему. То, что понимается под потемнением волокна, это проблема, связанная с тем, что при неправильной укладке и эксплуатации волокна в нем возникают микротрещины.

С течением времени меняется коэффициент прохождения света по волокну, - объяснил Виталий Шуб, - Мы столкнулись с этой проблемой в первый раз в конце 90-х годов. Проблема была в сильной растяжке волокна, из-за которой пошли трещины. Это произошло с 4 тыс. км. кабеля. После этого мы столкнулись с такой проблемой при строительстве когерентной сети и выяснили, что проблема носит вторичный характер. Для нас стало удивлением и приятным шоком то, что каким бы плохим якобы волокно не было, оно подвергалось вредным факторам, таким как вибрации и температурные перепады, но сигнал шел хорошо (это произошло в 2011г.). Сеть была запущена. Эта проблема решается использованием волокна с нужными параметрами. Старение волокна объективный процесс, но не потемнение".

Для того, чтобы не возникало сложностей с ВОЛС, нужно четко разделять волокна, которые использовать для транзита трафика и волокна, которые чаще режут и используют для других сервисов. На сети РЖД, например, низкая аварийность, она составляет около 100 аварий в год на 50 тыс. км. Это немного. Ничто не указывает нам на необходимость заменить всю сеть. 

Директор по международным продажам HAWE Telekom Пшемыслав Гонгала поведал о ситуации в Польше. "У нас около 4 тыс. км оптоволоконной сети. Она проложена в пластмассовых трубах и многим ее участкам по 13-14 лет. Есть три проблемы с волокном. Первая - ухудшение работы линий из-за параметров самого стекла. Мы эту проблему не наблюдаем. Наша сеть не отличается от состояния, в котором она была 13 лет назад. Вторая – физические обрывы оптоволокна: их надо соединить. Это может быть проблемой, если таких обрывов много. У нас есть участки, где обрывов было много, и там заменили кабель. Третий аспект, создающий наибольшие риски – ухудшение состояния несущих тросов, оболочки кабеля и прочих конструкций. Механические свойства этих материалов ухудшаются, это может привести к тому, что кабель придется снять с эксплуатации. Я не знаю примеров, чтобы кабель сняли с эксплуатации из-за повреждения стекла, а вот из-за непрочности труб через 10-15 лет кабель выводили из эксплуатации – мне примеры известны. Производителей оптоволокна (самого стекла) мало и его качество высокое. Но производителей оптоволоконных кабелей больше, поставщиков материалов для них еще больше и некоторые из этих материалов по статистике могут оказаться непрочными – вот зона риска", - рассказал Пшемыслав Гонгала.

 

По материалам ComNews